Фотографируя удивительно красивые растения, красочных животных, всегда стараешься передать тончайшие нюансы цвета нежных лепестков, сочные пыльники, лопнувшие от тяжести созревшей пыльцы, или стремишься передать всё богатство оттенков весеннего брачного наряда птицы, начавшей пение на присаде. Особенно тяжело правдиво показать цвета при обработке кадров, сделанных в сложных условиях освещения: на закате, в пасмурную погоду под пологом зелёного леса, либо когда в кадре превалируют глубокие оттенки какого-то одного цвета, например, насыщенного красного или малинового.
К счастью, есть инструмент, который если и не решит все проблемы, то хотя бы задаст отправную точку для дальнейшей работы с кадром в конвертере или Photoshop. Это калибровочные мишени (плашки) X-Rite ColorChecker или QPcard. Я уже рассказывал в блоге о том, как создать с их помощью профиль камеры и применить его в Adobe Camera RAW или модуле Develop в Lightroom. В этот раз моя задача – вкратце объяснить, как устроена мишень, и показать, что её на самом деле очень просто использовать.
Если вы никогда не держали калибровочную мишень в руках, может показаться, что это просто распечатанные на бумаге квадратики разного цвета. Однако это совсем не так, каждый квадрат в мишени – это пигмент со строго стандартизированными свойствами. У него матовая поверхность и определённый спектр отражения. Поскольку мы (и камера) видим мир в основном в отражённом свете, то цвет объекта, который мы воспринимаем, зависит от того, каким светом этот объект освещают, и от того, как этот объект со светом взаимодействует. Например, спектр отражения тёмно- и светло-коричневых квадратиков №1 и 2 очень близок к реальному спектру отражения кожи человека, а квадратики №4 и 11 „отвечают“ за цвет листвы. Вместе с шкалой серого (квадратики №19–24), квадратиками RGB и CMY и другими, плашки на калибровочной мишени равномерно покрывают практически весь видимый спектр излучения. Поэтому в сложных условиях освещения, когда в свете много синих лучей, или когда свет ни тёплый, ни холодный, а пропорции между лучами разного „цвета“ нестандартные, калибровочная мишень и выручает фотографа. У неё заранее известные характеристики, и с их помощью можно сделать профиль, который позволит исправить недостатки освещения, которые никак не поправить с помощью ползунков в настройках цветокоррекции.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24
Нетрудно догадаться, что использование „самопального“ колорчекера приведёт к искажённым результатам или вовсе испортит обработку. При нормальном освещении такая „мишень“ будет очень похожа на стандартную, но по спектральным свойствам от неё довольно далека.
Таким образом, придётся потратиться только на саму мишень, а всё остальное делается бесплатно.
Как пользоваться колорчекером
В поле, во время съёмки, ColorChecker надо просто сфотографировать в тех же условиях освещения, что и объект съёмки – до или после серии, тем же объективом, с теми же настройками съёмки. Само собой, кадр должен быть в формате RAW, а мишень размещена прямо у объекта и освещена равномерно, так, чтобы на квадратики не попадали резкие тени. Белый квадратик №19 не должен быть пересвечен.
В зависимости от того, каким объективом вы снимаете, колорчекер может занимать почти весь кадр, если это макрообъектив, или 10–25% кадра на широкоугольном объективе. Старайтесь держать колорчекер по центру кадра. В итоге получится примерно такой кадр:
Теперь надо экспортировать кадр с ColorChecker в формате DNG. Это можно сделать в Lightroom через меню File > Export… или контекстное меню, или с помощью утилиты Adobe DNG Converter в Windows или OS X. Скриншоты сделаны на Mac, но в Windows всё будет называться примерно так же. В качестве примера я возьму другой кадр, снятый на макрообъектив Sigma 150mm f/2.8 Macro EX DG HSM.
Дальше нужно открыть приложение ColorChecker Passport (скачать с сайта X-Rite и установить), и перетащить в него файл DNG с фотографией мишени.
Программа автоматически распознает мишень в кадре и выставит опорные точки. При необходимости их можно переместить мышкой.
Теперь остаётся создать профиль камеры и сохранить его:
Приложение автоматически предложит сохранять профили в ту папку, где они будут автоматически распознаваться Lightroom и Adobe Camera RAW. Удобно, если в названии профиля указана камера, объектив и номер кадра, который использован для построения профиля.
Не забудьте заново открыть Lightroom или ACR, чтобы они „увидели“ только что сделанный профиль.
Теперь можно применить новый профиль при обработке фотографии. Для этого панель настроек в модуле Develop нужно прокрутить до самого конца вниз, и выбрать в разделе Camera Calibration новый профиль:
В итоге на обрабатываемой фотографии появились детали в тенях, и некоторые оттенки, отличные от красного, на лепестках:
Таким образом, профиль задал нам отправную точку для дальнейшей художественной обработки фотографии, чтобы достичь творческого замысла.
Удачных съёмок и богатой вам палитры цветов!