„Элька“ 85 мм – легендарный кэноновский объектив, заслуживший у сообщества прозвища Canonball (пушечное ядро), Eye of Sauron (око Саурона) и другие. Взяв этот увесистый объектив в руки, сразу чувствуешь, что почти вся эта масса – стекло. На самом деле, это один из самых „светлых“ объективов, какие можно найти. Благодаря приятному рисунку, объектив чаще всего покупают портретисты. Хорошее сочетание фокусного расстояния и апертуры позволяет добиться чрезвычайно малой глубины резкости и изолировать объект от фона. Например, в портрете на f/1.2 ресницы могут быть уже вне фокуса, когда ты фокусируешься на зрачке. С другой стороны, с такой светосилой можно легко фотографировать без штатива в сумерках, ночью в свете городских огней или просто в лунном свете.
Характеристики
фокусное расстояние: 85 мм
светосила: f/1.2
угол обзора: 28°30′ (по диагонали), 24° (по горизонтали), 16° (по вертикали)
резьба под светофильтр: 72 мм
масса: 1025 г
длина (без бленды): 84 мм
диаметр: 91.5 мм
минимальная дистанция фокусировки: 0.95 м
Комплект
Объектив EF 85mm f/4L USM
Передняя (E-72U) и задняя крышки объектива
Бленда ES-79 II
Мягкий чехол LP 1219
Инструкция
Коробка
Технология
В оптическую схему объектива EF 85mm f/1.2L II USM включена асферическая линза большого диаметра, обеспечивающая качественное изображение даже на максимально открытой диафрагме.
Объектив снабжён полностью электронной системой фокусировки без механического сопряжения кольца фокусировки и фокусировочной группы линз.
Качество сборки и корпус объектива
Корпус объектива металлический, покрытый резиноподобным материалом. Байонет объектива также металлический. Будьте осторожны, когда меняете объектив: над плоскостью крепления выступает слегка выпуклая последняя линза, а поверх неё ещё и площадка с контактами. Поэтому стекло легко запачкать или поцарапать по неосторожности.
Передний элемент объектива при фокусировке не вращается, но выдвигается вперёд (чем меньше дистанция до объекта, тем больше выдвижение передней линзы). Соответственно, этот объектив не имеет пыле- и влагозащиты. Со стороны байонета корпус симметрично заужен справа и слева. Сверху корпус объектива в точности попадает в выемку под вспышкой и пентапризмой, которую вы наверняка видели на любой зеркалке Canon. С левой стороны размещён единственный переключатель: AF/MF. Кольцо фокусировки двигается очень легко и плавно. Бленда устроена умно: нажатие на две кнопочки убирает 4 зубца, которые фиксируют бленду у оправы объектива. В отличие от большинства объективов Canon, на EF 85/1.2 её можно установить в любой ориентации.
Производительность оптики
На максимально открытой диафрагме картинка не идеальная: наблюдаются виньетирование и серьёзные зелёно-фиолетовые хроматические аберрации. Однако геометрия правильная, существенно лучше, чем у зумов. Закрытие диафрагмы уже до f/2.0–f/2.2 радикально улучшает качество, а уж на f/4 и дальше почти не к чему придраться. По ощущениям экземпляр, который я тестировал, слегка „зеленит“. Это едва заметно и легко исправляется профилем DNG в Adobe Camera RAW / Lightroom. Резкость изображения равномерна после f/2.2.
В принципе, для художественного портрета виньетирование 85/1.2 не является серьёзным недостатком. Просто такой характер оптики. Картинка с 85/1.2 выглядит более глубокой по сравнению с 85/1.8 и зумами.
Особенности работы
В этом объективе нет механического сопряжения между ультразвуковым приводом фокусировки и фокусировочным кольцом на корпусе. При ручной фокусировке после поворота кольца сигнал передаётся на мотор, и он уже передвигает линзы. Следовательно, когда питание камеры отключено или объектив снят с камеры, перефокусироваться вручную невозможно. Про эту особенность надо помнить, меняя объектив. Лучше перед отсоединением его от фотокамеры перевести фокус на бесконечность, полностью убрав передний элемент внутрь.
Автофокус у 85/1.2, мягко говоря, неспешный. Это и неудивительно, учитывая светосилу объектива и массу линз. Однако у второй версии объектива он работает вполне приемлемо: в реальной жизни редко нужно постоянно перефокусироваться от 1 метра до бесконечности и обратно.
Для того чтобы точно попасть в фокус при съёмке с рук, лучше делать несколько дублей. Никогда не нужно менять положение объектива между фокусировкой и спуском затвора (метод „захвата фокуса“): разницы в дистанции фокусировки будет достаточно, чтобы получить нерезкие кадры. Пользуйтесь ближайшей точкой автофокусировки. Если снимаете со штатива – точную фокусировку выполняйте только по LiveView.
Ближайшие конкуренты
На Canon объектив 85/1.2 можно сравнивать в первую очередь с более дешёвым (и тёмным) Canon EF 85mm f/1.8 USM, а также с Sigma 85mm f/1.4 EX DG HSM и Zeiss Planar T* 1.4/85 ZE. Все конкуренты минимум на 1/3 стопа темнее. По качеству картинки выделяется Zeiss Planar T* 1.4/85, однако у него нет автофокуса. Объектив от Sigma имеет мыльную картинку, особенно по краям кадра. Если сравнивать героя нашего обзора с вчетверо более дешёвым 85/1.8, то последний в целом неплох, но по чёткости изображения сильно отстаёт. На полном кадре картинка с 85/1.8 только на f/5.6 сопоставима с качеством, которое на 85/1.2 можно получить, уже начиная с f/2.0.
Достоинства
+ Очень светлый
+ Интересный объёмный рисунок
+ Удобное фокусное расстояние для портрета
Недостатки
– Тяжёлый
– Дорогой
– Не водоупорный
Выводы
EF 85mm f/1.2L II USM – дорогой, но качественный исключительно светлый объектив. Он имеет свои особенности и предполагает вдумчивую и неторопливую съёмку. Но в любом случае, если угол обзора объектива 85mm вам подходит, EF 85mm f/1.2L II USM никогда не подведёт.