Поездка в Самурский лес ожидалась нами всеми с нетерпением. Валерий Николаевич Мосейкин, руководитель «Фотоэкспедиции», автор и ведущий эко-тура «Заповедный Дагестан», рассказывал об этом необыкновенном месте с самого начала. В предвкушении богатого биоразнообразия в природном заказнике долгий путь от Махачкалы до реки Самур не был таким уж утомительным. По дороге успеваешь обозревать красоты предгорий, тянущихся вдоль дороги, ещё Каспий показался несколько раз – торжественный, бирюзовый, безмолвный. И вот наконец мы уже почти на границе с Азербайджаном, в самой южной точке России.
Как ни странно, через Самурский лес идёт асфальтовая дорога с юго-восточной стороны. Ею пользуются жители посёлка Приморский, что в трёхстах метрах от гос.границы. И по ней же можно добраться прямо в заповедную чащобу.
Только вышли из машины – увидели на поляне прекрасные орхидеи ятрышники. Рядом в зарослях нашлись ещё два вида.
Дальше по программе было посещение рыборазводного хозяйства, но не успели мы войти в цеха, где в проточной холодной воде плещутся осетры и форель, как мимо полетела самая крупная бабочка нашей фауны – сатурния. Видимо, кто-то спугнул её со стенки здания, проходя мимо, и она перелетала в поисках другого места для спокойной днёвки.
Следующим пунктом программы было побережье Каспия. К этому времени небо затянуло не то дымкой, не то облаками, ветра почти не было, и мягкий прибой выталкивал Каспий за рамки времени. По тёмно-серому песку по линии прибоя мы шли на север мимо нерестовых прудов в поисках цапель и других околоводных птиц.
По самому лесу можно передвигаться только по дорогам и редким тропам, которые кое-где с них сворачивают, а иначе никак – настолько плотно всё увито лианами, гладкими и колючими. Человеку пройти совершенно невозможно, но где-то внизу по ночам пробираются дикие коты и шакалы. Кстати, их концерт неизменно начинается вечером с наступлением темноты, а после из чащобы доносятся звуки сов и цикад. Очень непривычное сочетание.
Праведный путь избавления от бремени съёмок
Этот чёрный день настал: у меня закончилось место на файл-сервере, и больше некуда сохранять фотографии. Любой предложит в ответ просто купить ещё диски или заменить имеющиеся на более ёмкие. Но я не должен выбирать этот экстенсивный путь. Увеличение ёмкости не избавит от излишков, а диски hgst стоят непомерно дорого. Праведный путь – планомерное сокращение архива и прекращение, хотя бы временное, его пополнения – такой обет бесфотия. Те фотографии, которые вы будете созерцать иногда на моём сайте, сделаны когда-то раньше.
Церковь Ильи Пророка в Ярославле
Оказавшись на Советской площади в Ярославле, всего в полукилометре от Спасо-Преображенского монастыря в самом центре города, оглядываясь на бело-сине-красные флаги, можно легко пройти мимо замечательной церкви Ильи Пророка, если не знать о ней заранее. Казалось бы, ну церковь и есть церковь, чего удивительного?
Но мы пришли сюда прицельно, зная, что эта церковь – настоящая жемчужина архитектуры. И всё равно были поражены её великолепием. Речь не идёт о конусообразной крыше колокольни, выполненной в ярославской традиции, и не о зелёных главках, и даже не о русских изразцах в декоре ограды или расписанном фронтоне входа.
То, что действительно поражает воображение – это фрески. От пола до потолка, до боковых поверхностей стены у окна, до внутренней части барабанов у главок, которые и видишь-то лишь по касательной, – всё покрыто росписью, которая не только дошла до наших дней с XVII века, но и замечательно отреставрирована. Я даже не могу сказать, что есть ощущение путешествия во времени, перемещения на столетия назад. Всё слишком ярко, насыщенно, всё слишком настоящее, чтобы быть реальностью.
Все пишут, что церковь большая и просторная. Не могу сказать, что в ней тесно, наверное, разглядывая росписи, просто перестаёшь думать о внутренних объёмах постройки.
Запрокинув голову, рассматриваешь росписи на сводчатом потолке. Чтобы рассмотреть некоторые сюжеты, приходится развернуться на 180°. Лишь бы не закружилась голова!
Резной позолоченный иконостас – это отдельная песня. Он оспаривает право фресок считаться самым богатым убранством церкви. Тем не менее, сочетание блеска и резьбы иконостаса с чистотой и праведностью фресок остаётся гармоничным, не вызывая отторжения, как от вычурного блестящего новодела церквей а-ля евроремонт. Конечно же, галерея, переход к колокольне и каменная лестница, поднимающаяся от входа, тоже покрыты росписями. Перейдя в Покровский придел, вновь поражаешься богатству интерьера. Однако здесь больше ощущается время – в силу немного худшей сохранности фресок.
Всю эту красоту создали в XVII веке живописцы под началом костромских мастеров Гурия Никитина и Силы Савина. Об этом свидетельствует автограф на стене – редкость в наших церквях. Он приютился справа внизу под чугунной оградой стенки, перед проходом в Покровский придел. Не буду переписывать его содержание – лучше приедьте сами и посмотрите вживую. Церковь Ильи Пророка входит в состав Ярославского музея-заповедника и открыта в тёплое время года кроме дождливых дней.
Бесхитростное фото про холодное лето, которое проходит мимо
Бесхитростное фото про холодное лето, которое проходит мимо…